IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Тренинги Ясное знание

Отправить заявку на тренинг: Форма регистрации

 
Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
> Технология обучения
Ласковый Гоблин
сообщение 9.2.2007, 23:53
Сообщение #1





Группа: Коллеги
Сообщений: 64
Регистрация: 1.9.2006
Из: Геленджик
Пользователь №: 53



Я только что окончил курс по Дианетике Новой Эры в Краснодарской организации «Экскалибур».

Как прилежный «Робеспьер», я не смог пройти мимо некоторых моментов в Саентологической технологии обучения, которые можно значительно усовершенствовать.

Но для начала, немного теории.

На мой взгляд, в обучении стоит выделить, как минимум, три этапа:

1. Понимание нового материала;
2. Интеграция его с уже имеющимися знаниями;
3. Усвоение этого материала – то есть запоминание и умение его применить.

Кроме того, принципиально все знания делятся на две группы:

1. Декларативные знания – то, что обычно называют «Теорией» - что где находится, с чем связано, чем является, из чего состоит.
2. Процедурные знания – обычно называемые «Практикой» - заученная последовательность шагов, приводящая к необходимому результату.

Известно, что «Теория без практики бесплотна, практика без теории опасна» (Конец теоретического введения)

Так вот, я обратил внимание, что Саентологическая технология обучения (Прояснения слов, Демо) отлично справляется с первым этапом обучения – достижением понимания.

Куда хуже обстоит дело со вторым: единственный механизм здесь – повторение вновь и вновь одних и тех же БОХСов в каждом курсе.

Что касается третьего – то процедурные знания тренируются по «Модельным сессиям» (достаточно сумбурно сформулированным, кстати); запоминание же декларативных знаний пускается на самотёк – предполагается, что оно само сформируется в процессе демонстраций и всё тех же повторных чтений одних и тех же материалов.

Я никогда не был в «Церкви», но из материалов ЛРХ у меня сложилось впечатление, что «Стандартное предоставление» было огромной проблемой. ЛРХ чуть ли ни умоляет «предоставлять стандартно», отправление одиторов на усиленное обучение или переобучение – практически норма жизни.

Я не думаю, что причина этого в «сквирелльной» натуре человека. В конце концов, «стандартное предоставление» и творчество абсолютно не противоречат друг другу – можно прекрасно разделять время на «работу» - воспроизведение однозначно успешных технологий и творчество – проведение экспериментальных процессов с не вполне предсказуемым эффектом.

Мне кажется, что причина этой ситуации – в отсутствии надёжной технологии для интеграции и усвоения знаний.

Что же со всем этим делать?

Если в общем – то существует «Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий» П. Я. Гальперина, позволяющая сразу и безошибочно усваивать любые знания. Система построена так, что не усвоить или ошибиться в процессе исполнения просто невозможно.

А вот если в частности…

Практически идеальным методом интеграции ДЕКЛАРАТИВНЫХ знаний, на мой взгляд, является система Т. Бьзена «MindMaps» («ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ» или «Карты ума»). Наверняка многие знакомы с этой системой. Существует множество программ для построения «мэпов». Я пользуюсь «MindMapper 3.5 Pro». Пример карты – в прицепе (Мне пришлось экспортировать карту в «Ворд», поэтому я взял для примера относительно небольшую и незаконченную карту. Например, моя карта «Саентология» в несколько раз больше).

Не хочется писать об этом очень много – что такой метод представления знаний соответствует тому виду, в котором знания хранятся в мозгу (нейронные сети) и т. д. – об этом лучше почитать у самого Т. Бюзена.

Что касается ПРОЦЕДУРНЫХ знаний, то сложно здесь придумать что-то лучше, чем старые добрые БЛОК-СХЕМЫ. Единственно, в классической нотации они получаются достаточно запутанными, поэтому я «пишу алгоритмы» на несколько модифицированном мной языке блок-схем «ДРАКОН» («Дружелюбный Русский Алгоритмический язык, Который Обеспечивает Наглядность»( В. Паронджанов «Как улучшить работу ума» М, Дело, 2001)). Пара таких схем также представлена в прицепе (Построены в SmartDraw, что, в принципе, можно прочитать в углу каждой схемы ?). Они, в общем-то, интуитивно понятны, хотя, возможно, возникнут вопросы по поводу значения некоторых иконок. Такие схемы позволяют понять структуру деятельности и исчислить все возможные варианты событий.

Ну, и третий момент. Как же всё это быстро, безошибочно и прочно усвоить? Лучший из пока найденных мной методов – МНЕМОНИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЁР (А. Егидес «Лабиринты мышления» М., Аст-Пресс Книга). Суть его – изготовление карточек – «Мнемонем».

Для декларативных знаний: на одной стороне мнемонемы – вопрос, на другой – ответ. (Ответы – вопросы легко вытекают из структуры Интеллект-карты).

Для процедурных знаний: на одной стороне мнемонемы – предыдущее действие, на другой – последующее (Также легко вытекающие из Блок-схемы).

Вся процедура заучивания состоит в том, что из «колоды» мнемонем в произвольном порядке берётся одна, даётся пробный ответ на вопрос, записанный на её лицевой стороне, а потом сравнивается с эталонным ответом на её обороте. Выученные мнемонемы отбрасываются. Если же пробный ответ не совпадает с эталонным – такая мнемонема остаётся в «колоде» на следующий круг.

Вот, в общем-то, и всё. Кроме того, что эта метода позволила мне быстро и, надеюсь, качественно усвоить все данные выше названного курса.

К чему я это всё? А к тому, что всё это можно «расширить и углубить», создавая и обмениваясь Интеллект-картами, Блок-схемами и мнемонемами по любым темам. Например, создать библиотеку Блок-схем саентологических и постсаентологических техник.

Что скажете?


Файлы с примерами загрузить, к сожалению, не удалось: "Ошибка загрузки. У вас нет прав для загрузки файла с таким расширением." (А расширение было .rar)...
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Kunira
сообщение 10.2.2007, 10:26
Сообщение #2





Группа: Главные администраторы
Сообщений: 3 234
Регистрация: 19.8.2006
Из: Московская обл.
Пользователь №: 31



Цитата(Ласковый Гоблин @ 9.2.2007, 23:53) *

Куда хуже обстоит дело со вторым: единственный механизм здесь – повторение вновь и вновь одних и тех же БОХСов в каждом курсе.

Второй пункт у тебя это интеграция с уже имеющимися знаниями. Т.е., "вписывание" новых знаний в уже существующую структуру знаний, индивидуальную для каждого человека. Здесь возможны два варианта: 1) новые знания соответствуют старой структуре, при этом особых проблем с их усвоением быть не должно; 2) новые знания не соответствуют старой структуре, тогда, если человек твердо решил эти знания освоить, старую структуру надо корректировать. Это процесс сложный. bang.gif
В первом случае в повторении одних и тех же БОХСов, имхо, нет необходимости. Как правило, материал уже усвоен на предыдущем уровне и, возможно, нужно только что-то добавить, для чего читать весь БОХС или лекцию вовсе не надо.
Во втором случае нужен принципиально другой подход с четким применением принципа постепенности, иначе будет просто механическое зазубривание без концептульного понимания. Этакая искусственная пристройка к старой структуре знаний, которая отвалится при первой же возможности.
В принципе изучение материала на основе БОХСов мне напоминает изучение классической механики по записям великого Ньютона. Это можно, но проще и эффективней взять учебник для средней школы.
Цитата

Что касается третьего – то процедурные знания тренируются по «Модельным сессиям» (достаточно сумбурно сформулированным, кстати);

Проведение сессии - это искусство, а любому искусству лучше учиться у практикующего Мастера.
Цитата

Я никогда не был в «Церкви», но из материалов ЛРХ у меня сложилось впечатление, что «Стандартное предоставление» было огромной проблемой. ЛРХ чуть ли ни умоляет «предоставлять стандартно», отправление одиторов на усиленное обучение или переобучение – практически норма жизни.

Не так давно мне попалась похожая история из жизни о стандартных технологиях. Обучение в армии построено на выполнени инструкций. Там есть примерно следующее: 1) взять гранату в правую руку; 2) левой рукой выдернуть чеку; 3) бросить гранату туда, куда надо. Но, предположим, что рядовой Сидоров левша. Он выполнил пункт 1) и 2), но он не умеет бросать правой рукой. Чтобы бросить гранату ему надо переложить ее в левую руку... Что за этим последует, наверно все знают..
Цитата

Мне кажется, что причина этой ситуации – в отсутствии надёжной технологии для интеграции и усвоения знаний.

Что же со всем этим делать?

Имхо, нужен нормальный, хороший учебник и непосредственный контакт с человеком, уже это все прошедшим, а не собрание БОХСов. Применение передовых технологий запоминания и т.п. может привести к созданию тех самый искусственный структур, не прошедших интеграцию в имеющуюся структуру знаний человека.
Цитата

Файлы с примерами загрузить, к сожалению, не удалось: "Ошибка загрузки. У вас нет прав для загрузки файла с таким расширением." (А расширение было .rar)...

Грузить надо zip. harhar.gif
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Ласковый Гоблин
сообщение 10.2.2007, 11:26
Сообщение #3





Группа: Коллеги
Сообщений: 64
Регистрация: 1.9.2006
Из: Геленджик
Пользователь №: 53



Цитата(Kunira @ 10.2.2007, 10:26) *

Второй пункт у тебя это интеграция с уже имеющимися знаниями. Т.е., "вписывание" новых знаний в уже существующую структуру знаний, индивидуальную для каждого человека. Здесь возможны два варианта: 1) новые знания соответствуют старой структуре, при этом особых проблем с их усвоением быть не должно; 2) новые знания не соответствуют старой структуре, тогда, если человек твердо решил эти знания освоить, старую структуру надо корректировать.


Если исходить из того, что "Карта - не территория", то совершенно нет необходимости обязательно заменять одну карту другой. Просто теперь знаешь, что есть ещё и такой взгляд на вещи.

Цитата
Проведение сессии - это искусство, а любому искусству лучше учиться у практикующего Мастера.


Совершенно верно!
Но!
Уникальнось Саентологической технологии обучения в том, что это, похоже, единственная в мире ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПИСЬМЕННАЯ технология, то есть любая "устная технология" - рассказы и показы "Мастеров", что и как надо делать, жётско пресекаются. Хороший супервайзер ("учитель") - тот, кто на любой вопрос ученика просто показывает, где НАПИСАН ответ на его вопрос.

Человек всё равно учится у Мастера (Получается, непосредственно у ЛРХ), но не стихийно, наблюдая за его работой, а организованно, через
изучение описанной им технологии. На мой взгляд, очень прогрессивный метод. Единственно, повторюсь, в Саенто он реализован не идеально, а вот у Гальперина - значительно лучше.

Попробую прикрепить обещанные файлы в зазипованном виде.
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  Ассисты.zip ( 491.03 килобайт ) Кол-во скачиваний: 182
Прикрепленный файл  Саенто_Алгоритмы.zip ( 179.54 килобайт ) Кол-во скачиваний: 192
 
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Kunira
сообщение 10.2.2007, 11:54
Сообщение #4





Группа: Главные администраторы
Сообщений: 3 234
Регистрация: 19.8.2006
Из: Московская обл.
Пользователь №: 31



Цитата(Ласковый Гоблин @ 10.2.2007, 11:26) *

Если исходить из того, что "Карта - не территория", то совершенно нет необходимости обязательно заменять одну карту другой. Просто теперь знаешь, что есть ещё и такой взгляд на вещи.

Знать, что есть такой взгляд, и применять полученные знания как надо и когда надо - разные вещи.
Цитата

Уникальнось Саентологической технологии обучения в том, что это, похоже, единственная в мире ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПИСЬМЕННАЯ технология, то есть любая "устная технология" - рассказы и показы "Мастеров", что и как надо делать, жётско пресекаются. Хороший супервайзер ("учитель") - тот, кто на любой вопрос ученика просто показывает, где НАПИСАН ответ на его вопрос.

Используя исключительно письменную технологию можно, например, научиться решать квадратные уравнения, но насколько письменная технология обучения подходит к тому, чем занимается саенто - не знаю...
Цитата

Человек всё равно учится у Мастера (Получается, непосредственно у ЛРХ), но не стихийно, наблюдая за его работой, а организованно, через
изучение описанной им технологии.

Ну да. Читать лекции в которых большая часть, на мой взгляд, просто треп - весьма прогрессивны метод обучения. crazy.gif
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Yeshe
сообщение 10.2.2007, 15:45
Сообщение #5





Группа: Коллеги
Сообщений: 803
Регистрация: 23.8.2006
Из: Киев
Пользователь №: 37



Цитата(Ласковый Гоблин @ 10.2.2007, 10:26) *

Уникальнось Саентологической технологии обучения в том, что это, похоже, единственная в мире ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПИСЬМЕННАЯ технология, то есть любая "устная технология" - рассказы и показы "Мастеров", что и как надо делать, жётско пресекаются. Хороший супервайзер ("учитель") - тот, кто на любой вопрос ученика просто показывает, где НАПИСАН ответ на его вопрос.
Человек всё равно учится у Мастера (Получается, непосредственно у ЛРХ), но не стихийно, наблюдая за его работой, а организованно, через
изучение описанной им технологии.

Ну, мой опыт обучения показал мне, что все же это не так. Реально получается, что ты учишься у того, кто тебя супервизирует. Если познания супера в технологии не глубоки, то и обучение будет поверхностным, не смотря на всю "стандартность". Если супервайзер не знает, как и почему что-то должно делаться правильно, то он даже при наличии материалов этому не обучит.... Если слово у супервайзера недопрояснено, то качество прояснения - тоже оставляет желать лучшего. ac.gif
Словом, здесь присутствует слишком много факторов, которые никакая "письменная" технология учесть не может в принципе. А "мучат" всех постоянными переобучениями - этотоже идиотизм... хотя и работает ...
С учетом наблюдаемого реального количества розовых листов, если их конечно же выписывать по технологии, а не от случая к случаю, можно смело сказать что вероятность "все нормально выучить" при одноразовом проходе курса на практике стремится к нулю.
С другой стороны, если изначально учить более качественно, то процесс обучения практически пропорционально занимает больше времени.
А что касается "нормальных" учебников - то их имхо действительно не хватает.


--------------------
www.realway.org - Сайт для тех, кто хочет быть настоящим процессором.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
sap
сообщение 10.2.2007, 23:42
Сообщение #6





Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Регистрация: 9.12.2006
Из: Краснодар
Пользователь №: 223



Скачал файлы... Но что с ними делеть не знаю! Их посмотреть как? для того чтобы чтото различить нужно увеличивать на 500%, а при таких раскладах на мониторе так мало что понять что-то, мне по крайней мере, непредставляется возможным rtfm.gif


--------------------
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Ласковый Гоблин
сообщение 11.2.2007, 10:41
Сообщение #7





Группа: Коллеги
Сообщений: 64
Регистрация: 1.9.2006
Из: Геленджик
Пользователь №: 53



Цитата(sap @ 10.2.2007, 23:42) *

Скачал файлы... Но что с ними делеть не знаю! Их посмотреть как? для того чтобы чтото различить нужно увеличивать на 500%, а при таких раскладах на мониторе так мало что понять что-то, мне по крайней мере, непредставляется возможным rtfm.gif



Понимаю...

К сожалению, для того, чтобы схемы были более "читабельны", их лучше смотреть в тех программах, в которых они были изготовлены. Я сохранил их в "Ворд" для того, чтобы сделать доступными всем (сомневаюсь, что "МайндМэп" и "СмартДро" есть на каждом компьютере, а вот "Ворд" - однозначно на каждом).

Большие схемы хорошо смотрятся в распечатанном виде в формате А3 (ну, или на двух склеенных листах формата А4).
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Артем
сообщение 12.2.2007, 16:42
Сообщение #8


-


Группа: Сотрудники
Сообщений: 293
Регистрация: 16.8.2006
Пользователь №: 6



Цитата(Ласковый Гоблин @ 9.2.2007, 22:53) *

Если в общем – то существует «Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий» П. Я. Гальперина, позволяющая сразу и безошибочно усваивать любые знания. Система построена так, что не усвоить или ошибиться в процессе исполнения просто невозможно.

В каких его книгах изложена эта теория?
В интернете я нашел только его "Лекции по психологии". Есть ли другие?
В продаже его книг нет. Перед тем, как идти в библиотеку хочу знать, что заказывать.
Цитата(Ласковый Гоблин @ 9.2.2007, 22:53) *

Для процедурных знаний: на одной стороне мнемонемы – предыдущее действие, на другой – последующее (Также легко вытекающие из Блок-схемы).

1) А если следующих действий несколько? (ветвление путей)
2) А если предыдущих действий несколько? (схождение путей)
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Ласковый Гоблин
сообщение 12.2.2007, 17:30
Сообщение #9





Группа: Коллеги
Сообщений: 64
Регистрация: 1.9.2006
Из: Геленджик
Пользователь №: 53



Цитата
В каких его книгах изложена эта теория?
В интернете я нашел только его "Лекции по психологии". Есть ли другие?


Да. Основная его работа - "Введение в психологию" - издавалась за последние 7 лет несколько раз. Содержание "Лекций" примерно соответствует содержанию этой книги, единственно, в книге всё более лаконично и наукообразно, а лекции, конечно, более "живые", многословные.

Очень хороша книга Бадмаева Б.Ц. "Психология и методика ускоренного обучения" , она доступна в Сети - http://pedlib.ru/Books/1/0244/1_0244-1.shtml

Бадмаев - практик, он приводит много примеров использования системы Гальперина в обучении разным навыкам - от стрельбы из пистолета и десятипальцевой слепой печати до решения юридических вопросов и вождения автомобиля.

Существует применение метода Гальперина и к изучению языков: Давыдова М. А. "Деятельньстная методика обучения иностранным языкам" (В сети не искал, у меня - бумажная книга 1990 года издания).

Цитата
А если следующих действий несколько? (ветвление путей)


Приведу пример из того же "Шаблона 3ПА" (R3RA):

Одна мнемонема:
Лицевая сторона: Шаг З. "Есть более раннее начало этого случая?" (более раннее начало ЕСТЬ)
Оборотная сторона: "Шаг БРН. "Иди в новое начало этого случая и скажи мне, когда Ты будешь там"

Другая мнемонема:
Лицевая сторона: Шаг З. "Есть более раннее начало этого случая?" (более раннего начала НЕТ)
Оборотная сторона: Шаг Г "Вернсь в начало этого случая и скажи мне, когда Ты будешь там"

Вопрос со схождением путей решается также - только теперь одна и та же команда на оборотной стороне, а не на лицевой.

Заучивание команд таким образом позволяет связывать ПАРЫ действий, то есть появляется возможность входить в алгоритм с любой команды, а не только с начала, как при обычном заучивании "всем списком" (Этот навык для Ш3ПА в Саентологии несоколько более стихийно отрабатывается в ТУ 103).

Примером заучивания "всем списком" является школьная метода заучивания алфавита, когда для того, чтобы сказать, какая буква идёт, например, за буквой "Ф", нам нужно проговорить про себя часть или даже весь алфавит.

Если есть необходимость достичь повышенного уровня владения алгоритмом, то можно провести его заучивание ещё и в обратном порядке, то есть восстанавливая в памяти лицевую сторону по оборотной.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Артем
сообщение 12.2.2007, 18:44
Сообщение #10


-


Группа: Сотрудники
Сообщений: 293
Регистрация: 16.8.2006
Пользователь №: 6



Цитата(Ласковый Гоблин @ 12.2.2007, 16:30) *

Цитата
В интернете я нашел только его "Лекции по психологии". Есть ли другие?

Да. Основная его работа - "Введение в психологию"
...
Очень хороша книга Бадмаева Б.Ц. "Психология и методика ускоренного обучения" , она доступна в Сети

Спасибо.
В этих книгах то, что я очень хотел знать и уметь!

Кому еще интересно - скачал обе здесь: http://lib.mexmat.ru/
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Артем
сообщение 6.3.2007, 12:18
Сообщение #11


-


Группа: Сотрудники
Сообщений: 293
Регистрация: 16.8.2006
Пользователь №: 6



Цитата(Ласковый Гоблин @ 9.2.2007, 22:53) *

Я никогда не был в «Церкви», но из материалов ЛРХ у меня сложилось впечатление, что «Стандартное предоставление» было огромной проблемой. ЛРХ чуть ли ни умоляет «предоставлять стандартно», отправление одиторов на усиленное обучение или переобучение – практически норма жизни.

Я не думаю, что причина этого в «сквирелльной» натуре человека. В конце концов, «стандартное предоставление» и творчество абсолютно не противоречат друг другу – можно прекрасно разделять время на «работу» - воспроизведение однозначно успешных технологий и творчество – проведение экспериментальных процессов с не вполне предсказуемым эффектом.

Я думаю, что причина таки в "сквирельной натуре человека" - в одной типичной и широко распространенной аберрации. Эта "сквирельность" есть не что иное, как неспособность "разделять время на «работу» - воспроизведение однозначно успешных технологий и творчество". Вместо воспроизведения люди начинают "изобретать", приписывают своим созданиям чужое авторство (ЛРХ, например) и потом заявляют, что "технология не работает".

Показательна следующая цитата из книги Бадмаева:

Цитата
Обычная методика подготовки операторов РЛС предполага¬ет многомесячные тренировки как у «живого экрана», так и на различных его моделях («холодном экране»). Трудность обуче¬ния заключается в том, что прерывистые сигналы от воздуш¬ных целей, поступающие на экран по одному разу за полный оборот антенны кругового обзора, буквально мельтешат перед глазами неопытного начинающего оператора и вызывают неко¬торую растерянность, граничащую с неверием в возможность совладать со всем этим беспорядочным потоком информации. Именно на начальном этапе обучения встречаются наибольшие трудности, сильно тормозящие процесс овладения деятельно¬стью. На этом этапе обычно тратится очень много времени на обучение сопровождению одной-единственной цели, затем столь же много — двух и трех, а пока дойдут до 6—8 целей, проходит полгода, однако далеко не все обучаемые достигают умения уп¬равлять движением такого количества целей.

Методика ускоренного обучения операторов РЛС была впер¬вые разработана психологами С.И.Съединым и А.И.Ивановым в 1973—1974 гг. и реализована в системе ПВО страны'. Она не только получила высокую оценку специалистов, но и была адап¬тирована ко многим десяткам типов радиолокационных стан-ций как старых выпусков, так и новых и новейших, и «помно¬жена на весь Советский Союз», как выразился один из извест¬ных журналистов'.

Какой оказалась фактическая эффективность методики ус¬коренного обучения операторов РЛС?

На экспериментальных занятиях, которыми руководили са¬ми авторы методики и на которых строго соблюдалась чистота эксперимента (протоколировалось время, выдерживались точ¬но все рекомендации методики, не допускалось смешение раз¬ных стилей и приемов обучения, противоречащих концепции поэтапного формирования умственных действий и т.д.), были достигнуты баснословно высокие результаты: обучающиеся на¬учились сопровождать безошибочно 6—8 целей за 41 час заня¬тий, тогда как при использовании прежних методов обучения на это уходило несколько тысяч часов, и то не всем удавалось освоить такой объем умений и навыков.

В экспериментальном обучении, которое проводили на мес¬тах без участия авторов те специалисты, которые были ими обу¬чены заблаговременно на специально организованных курсах, такой результат был зафиксирован за 40 учебных дней. Причи¬на такого снижения показателя заключалась в несоблюдении психологических условий организации обучения, которые до¬пускали руководители занятий. В частности, они пренебрегали требованиями громкого проговаривания выполняемых опера¬ций и действий, считая его пустяком, чуть ли не баловством, придуманным психологами — «кабинетными учеными». Между тем проговаривание и одновременное с ним выполнение дей¬ствия, во-первых, помогает руководителю занятий держать под контролем процесс обучения, а, во-вторых, оказывает большой обучающий эффект, причем не только на того, кто непосредст¬венно действует у экрана, но и на тех обучаемых, которые в ожидании своей очереди стоят за его спиной и следят за выпол¬няемыми действиями, сопоставляя сказанное и проделанное им с тем, что обозначено на схеме ООД. В этом смысле интересен один из фактов, зафиксированных в контролируемых авторами экспериментах: например, при отработке действий по включе¬нию станции и подготовке ее к работе обучаемый № 1 впервые проделал за 5 час. 42 мин. все требуемые операции (их более тысячи, если считать все движения глаз и рук, которые для на-чинающего все являются проблемами, решаемыми впервые), на¬чиная с таких, как «найдите блок "А", поставьте тумблер справа сверху в положение "вкл" и посмотрите на лампу над ним, за¬горелась ли», кончая такими, более общими, как «проверьте, нормально ли работает станция». В одной только команде «най¬дите блок "А"...» и т.д. содержатся такие требования: поискать глазами, найти блок, тумблер, найти положение «вкл», произ¬вести рукой включение, найти нужную лампу и посмотреть, за¬горелась ли она, — вот уже 6—7 операций. Так что ничего уди¬вительного нет в том, что медленные и осторожные первые дей¬ствия заняли столько времени. Но зато удивительно то, что обу¬чаемый № б (их всего 6 человек, занимающихся у одного экрана, т.е. на одной РЛС, поочередно) проделал те же действия всего за 37 минут, то есть почти в 10 раз быстрее первого. А когда обучаемый № 1 сел второй раз к экрану для повторного выпол¬нения того, что уже делал в первый раз, а затем наблюдал за аналогичными действиями пяти своих товарищей, то справился с задачей уже за 32 минуты.

А практики-обучающие на местах упускали этот эффект, так как занимались с каждым по отдельности (благо станций хватало и обучаемых было немного) и не требовали самоконтроля через громкое проговаривание, и к тому же часто оставляли обучае¬мого вообще один на один со схемой ООД и экраном РЛС. Бывали и другие отклонения от рекомендуемой методики, как, например, спешка, проскакивание через естественные, огово¬ренные в методических рекомендациях этапы, или, наоборот, чересчур долгое «сидение» на уже освоенных действиях и т.п.

А когда методику приняли для массового повсеместного обу¬чения всех операторов РЛС в системе ПВО страны, то искаже¬ний было внесено в методику еще больше, ибо каждый в меру своих привычных представлений и фантазий вносил в нее «нов¬шества», взятые из старых методик, чем в значительной степе¬ни снижал ее эффективность. Так, например, некоторые «нова¬торы» заставляли заучивать наизусть, т.е. вызубривать всю схему ООД отдельно от действий, что прямо запрещено новой методи¬кой, о чем черным по белому написано в пособии.

И что же в результате? Эффективность подготовки операто¬ров РЛС по всем войскам ПВО в масштабе страны повысилась лишь в 2 раза. Но тем не менее, все были удовлетворены этим. На таком уровне и осталась на все последующее время мак¬симальная эффективность внедрения методики в массовое обу¬чение.

И это, видимо, в известной мере закономерно, ибо чистота научно-экспериментального обучения не может быть соблюде¬на в повседневной будничной практике, и его результаты не могут быть повторены как явление массовое. Однако нужно стре¬миться к более высоким результатам. Ведь они реально осуще¬ствимы.

Если сравнить результаты, полученные в массовом обуче¬нии, с экспериментальными, то картина получится довольно интересная: как минимум в 2 раза сократили время обучения не совсем компетентные обучающие (см. выше), в 4—5 раз — спе¬циально подготовленные психологами инструкторы, а сами ав¬торы — в 10 раз.


Удивляет меня только то, что ЛРХ не изобрел специальной технологии одитинга, для устранения этой аберрации компульсивного внесения искажений и неспособности точно воспроизводить, чтобы применять ее ко всем (будущим) одиторам без исключения. Он, почему-то, ограничился административно-организационными мерами.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Артем
сообщение 7.3.2007, 13:55
Сообщение #12


-


Группа: Сотрудники
Сообщений: 293
Регистрация: 16.8.2006
Пользователь №: 6



Цитата(Ласковый Гоблин @ 9.2.2007, 22:53) *

Если в общем – то существует «Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий» П. Я. Гальперина, позволяющая сразу и безошибочно усваивать любые знания. Система построена так, что не усвоить или ошибиться в процессе исполнения просто невозможно.


А есть "теория поэтапного расформирования умственных действий и понятий"?
Чтобы аберрации устранять.

Гальперин что-нибудь придумал для раз-учивания неправильно сформированных (ложных) навыков и знаний?
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Ласковый Гоблин
сообщение 13.3.2007, 21:54
Сообщение #13





Группа: Коллеги
Сообщений: 64
Регистрация: 1.9.2006
Из: Геленджик
Пользователь №: 53



Цитата(Артем @ 7.3.2007, 13:55) *

А есть "теория поэтапного расформирования умственных действий и понятий"?
Чтобы аберрации устранять.

Гальперин что-нибудь придумал для раз-учивания неправильно сформированных (ложных) навыков и знаний?


К сожалению, этот вопрос ни Гальперин, ни его ученики не рассматривали. Все сосредоточились на обучении. Но можно пофантазировать, как бы представил эту проблему уважаемый Пётр Яковлевич.

Во-первых, исходя из базового положения его теории, что

ПСИХИКА - ЭТО ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЛАНЕ ОБРАЗА,

То есть некое виртуальное пространство («План»), в котором человек пробует разные способы разрешения проблемы, чтобы затем осуществить найденное решение в реальности. По существу, психическая деятельность – это создание модели («образа») проблемной ситуации и поиск решения («ориентировка») в этой модели методом проб и ошибок (более примитивные организмы, не имеющие психики, «пробуют и ошибаются» прямо в реальной среде).

Таким образом, Гальперин интерпретировал ВСЕ психические явления и функции (мышление, воображение, память, эмоции, внимание и т.д.) как разные формы ориентировочной деятельности.

Отсюда следует, что АБЕРРАЦИЯ – ЭТО НЕВЕРНАЯ ОРИЕНТИРОВКА. По Гальперну, неверное действие – следствие неверно выбранных ориентиров (не на то обращаем внимание, не в том порядке и т. д.)

Кстати, примерно так рассматривается природа аберраций в NLP. Однако, мне кажется, что для аберрации просто неверной ориентировки маловато.

Просто неверная ориентировка – это просто ошибочное действие, которое будет организмом в последующем исправлено.

АБЕРРАЦИЯ же – это СТОЙКАЯ ОШИБКА, НЕ ПОДДАЮЩАЯСЯ ИСПРАВЛЕНИЮ ОПЫТОМ.
То есть человек продолжает наступать и наступать на одни и те же грабли. Здесь должно быть что-то типа ловушки, самоосуществляющегося пророчества (насколько мне известно, подобный механизм описан для так называемой «выученной беспомощности» (Селигмен и Майер)).

Механизм исправления аберрации, видимо, представляет собой ПЕРЕОРИЕНТИРОВКУ.

Логично предположить, что переориентировка должна протекать в обратном порядке относительно Шкалы поэтапного формирования умственного действия.

Гальперин, вслед за Л. С. Выготским считал, что с точки зрения происхождения

ПСИХИКА – ЭТО СВЁРНУТАЯ ВНЕШНЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Отсюда переориентировка есть РАЗВЁРТЫВАНИЕ некоторого умственного действия обратно в действие физическое.

И здесь мы уже можем говорить о вербализации (субъективные техники) и поведенизации (объективные техники), то есть, наконец, добираемся до вожделенной точки соприкосновения с Саентологией. И в процессе этого развёртывания человек заново переориентируется в проблемной ситуации, и обратно свёртывает новое понимание до концепта.

Интересно, что можно прийти к той же практике на основе совершенно другой теории. И всё же эта практика будет не в точности такой же, будут какие-то особенности, отличия. Но вот какие? Здесь моя фантазия иссякает – это неисчерпаемое поле экспериментов, которые, надеюсь, кто-нибудь когда-нибудь обязательно совершит…
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Sandy
сообщение 22.3.2007, 0:45
Сообщение #14





Группа: Коллеги
Сообщений: 36
Регистрация: 16.8.2006
Из: Россия
Пользователь №: 7



Вообще обучение в Саенологии происходит на практике. По ходу курса и в конце есть практические задания, где ты можешь сделать уже свои суждения о предмете изучения.
В саентологии учишься ты на практике.


А то что студент постоянно отправляется к «первоисточнику» (т.е. к тексту ЛРХ),
это правильно, но я ещё вспомнил историю, что при жизни, ЛРХ читал лекции сам и запрещал это делать кому-то независимо от уровня его знаний. Он говорил что то вроде: «публика хочет слышать меня, и общаясь с публикой за меня вы добьётесь того что будите терять публику». Так поддерживалась стойкость интереса студентов к саенто.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Oleg Matveev
сообщение 22.3.2007, 14:23
Сообщение #15


Создатель и главный администратор форума Абилити


Группа: Главные администраторы
Сообщений: 5 129
Регистрация: 16.8.2006
Из: Москва, Царицыно
Пользователь №: 1



Цитата(Sandy @ 22.3.2007, 0:45) *
но я ещё вспомнил историю, что при жизни, ЛРХ читал лекции сам и запрещал это делать кому-то

Еще бы. Ревность и тщеславие - грехи смертные наши... smile.gif Думаю, тут дело не в технологии вообще. Ибо я могу легко доказать, что на свете жило немало людей куда более продвинутых и в технологии, и в ее изложении... чем ЛРХ... ты тот же IVy полистай - там сериями публикуют статьи весьма умных людей... и они куда лучше резонируют, чем собственно творения ЛРХ, по крайней мере у меня...


--------------------
http://olegmatveev.tel
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Peter Kolchanov
сообщение 31.5.2009, 19:27
Сообщение #16





Группа: Коллеги
Сообщений: 211
Регистрация: 16.8.2006
Из: Нижний Тагил, Владивосток
Пользователь №: 12



Цитата(Ласковый Гоблин @ 10.2.2007, 2:53) *
Если в общем – то существует «Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий» П. Я. Гальперина, позволяющая сразу и безошибочно усваивать любые знания. Система построена так, что не усвоить или ошибиться в процессе исполнения просто невозможно.

Гоблин Ласковый smile.gif СПАСИБО за наводку на Гальперина и на Бадмаева.
Майндмэпингом пользуюсь давно, но большой ценности не придаю. Он удобен для выработки комплексного общего взгляда на изучаемый вопрос - однако не формурует необходимого во всяком изучаемом предмете НАВЫКА - тут Гальперин и ЛРХ wink.gif дает все 100 очков вперед.

Также недавно избавился от "завышенного стандарта" в отношении Шляпы Студента, долго смеялся (а до этого был злой как собака). Сий Курс оказывается необходим как набор инструментов тем саентологам, которые проходят после него саентологические курсы. Для ОСВОЕНИЯ и выработки нужных навыков в РЕАЛЬНОЙ жизни его НЕДОСТАТОЧНО. Используя только данные Шляпы Студента - невозможно освоить практически никакой реальный предмет. В жизни как-то нет КУРСОВ. smile.gif Т.е. подборок материалов с грамотными контрольниками и супервайзерами в придачу. В реальной жизни требуется еще куева куча специальных умений и инструментов.

В прицепе книга - Б.Ц.Бадмаев ПСИХОЛОГИЯ И МЕТОДИКА УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Сообщение отредактировал Peter Kolchanov - 31.5.2009, 19:29
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  uskor_obuch.zip ( 1.57 мегабайт ) Кол-во скачиваний: 59
 
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
DoubleStar
сообщение 15.8.2011, 17:21
Сообщение #17





Группа: Сотрудники
Сообщений: 199
Регистрация: 19.8.2006
Из: Мінск, Беларусь
Пользователь №: 28



Цитата(Peter Kolchanov @ 31.5.2009, 19:27) *
книга - Б.Ц.Бадмаев ПСИХОЛОГИЯ И МЕТОДИКА УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Дошли наконец-то руки и голова этот материал изучить. Вдохновившись, изготовил что-то вроде одностраничной "раздатки" с кратким алгоритмом разработки учебных курсов по данной методике. Берите за бесплатно. smile.gif
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  Процедура_разработки_методики_ускоренного_обучения.pdf ( 82.93 килобайт ) Кол-во скачиваний: 33
 
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 21.11.2018, 13:35