IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Тренинги Ясное пространство

Отправить заявку на тренинг: Форма регистрации

 
Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
> Топологическая психология Курта Левина, Вариант метафорического пространства?
Den
сообщение 10.2.2011, 19:52
Сообщение #1





Группа: Сотрудники
Сообщений: 849
Регистрация: 5.9.2006
Пользователь №: 60



Взято отсюда
Топологческая психология (происходит от греч. topos - место, psyche - душа и logos – учение).

Это гештальтпсихологическая концепция личности, разработанная К.Левином. Была развита в 1930-х годах.

Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой был использован язык топологии, раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из которых помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями, выступающими движущей силой поведения. Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать "локомоции", т.е. перемещения в психологическом поле. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, происходит "замещение". Целостная структура психики человека предстает как личность, взятая с ее "психологическим окружением", на границе между которыми находятся перцептивные и моторные системы.[1]

Курт Левин надеялся найти общий способ точного описания и объяснения психологических состояний и событий, основанный на использовании математических понятий. Топология как раздел математики имеет дело с пространственными отношениями и не учитывает ни формы, ни направления, ни масштаба, ни даже величины; основными понятиями топологии является область, граница, включение, смежность, непересечение, и т. п. Это делает топологию привлекательной с точки зрения составления диаграмм конкретной динамики как индивидуума (по терминологии Левина — «субъекта»), так и ситуации в том виде, как она воспринимается индивидуумом (по терминологии Левина — «жизненного пространства»).

Существенная проблема, однако, заключается в том (и сам Левин отмечал это), что такие фундаментальные психологические факты, как потребности, напряжения или цели нередко имеют количественную природу и «направление», а сами эти понятия несовместимы с топологией. Именно поэтому Левин пришел к мысли дополнить свою систему понятием «вектора», решив, что это даст ему возможность воспользоваться и теми преимуществами, которые дает топология, и теми, которые дает физическое понятие «сила», имеющее как величину, так и направление. Он назвал эту комбинацию, допускающую использование вектора в топологическом описании, годологическим пространством, но не завершил «векторной» части своей системы.

Ситуация в том виде, в каком она предстает перед индивидуумом, обычно изображалась Левином в виде овала; все, что находится за его пределами, не является частью жизненного пространства индивидуума.

Индивидуум — это область, как правило, изображаемая внутри овала — жизненного пространства — небольшим кружком, обозначенным буквой Р (от англ. person). Жизненное пространство подразделяется на различные области с более или менее проницаемыми границами; эти области, соответствующие разным отличительны признакам окружающей среды, воспринимаемым Р, связаны между собой определенным образом. Жизненное пространство может также включать в себя и «преграды», или непроницаемые границы, которые символизируют психологические барьеры, которые, по мнению Р, преодолеть невозможно. Психология события — это движение, или «локомоция», внутри жизненного пространства.
Позднее Левин усложнил эту схему, введя в нее еще и область внутри Р, предположив среди прочего, что у ребенка она значительно менее дифференцирована, чем у взрослого. Он также предположил, что разные уровни реальности, включающие воображаемую, могут быть представлены несколькими слоями наложенных друг на друга жизненных пространств.

Эта модель вызвала к жизни огромное количество эмпирических исследование таких проблем, как психология насыщение, забывание, замещение, память, личность и мотивация, а также превратилась в способ выражения влиятельной динамической теории личности Левина, теории поля, теории групповой динамики и др. теорий социальной психологии
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Cybernetos
сообщение 12.2.2011, 9:13
Сообщение #2





Группа: Коллеги
Сообщений: 73
Регистрация: 6.2.2009
Из: Тында (Амурская область)
Пользователь №: 13 667



Помимо теории К. Левина мне как то раз посчастливилось послушать небольшую лекцию Виктора Мазина о топологии Жака Лакана в ВЕИП в Питере, был 2005 г. Литературы по этому поводу я найти так и не смог, но что меня удивило, так это как наглядно был с точки зрения Лакана продемонстирирован процесс психоаналитической терапии в рамках психоаналитической топологии. Брался кусок параллона, сворачивался в несколько раз и затем на этом свёрнутом куске производилось по поверхности несколько колящих надрезов, при выворачивании этого куска получались разные фигуры (гриб, собака, слон). Так вот Лакан по этому поводу говорил следующее "Я незнаю как это у меня получается, но я точно знаю как свернуть и где сделать надрез", это всё затем метафорически переносится на процесс психоанализа, на многослойность личности и на интервенцию аналитика в эту многослойность и что. Кто может быть Виктора Мазина (ректор ВЕИП) знает лично, можете полюбопытствовать у него о всех подробностях. Вот ещё ссылочка на учебный фильм "Жан-Мари Робин - процесс терапии и теория поля"
Здесь может быть будет полезно.


--------------------
Делаю что могу, там где нахожусь, с тем что имею.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 15.11.2018, 9:26