IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Тренинги по ЧЯ и СиМ

Отправить заявку на тренинг: Форма регистрации

 
Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
> Решение творческих и изобретательских задач, СиМ и ТРИЗ
Kunira
сообщение 19.9.2008, 16:33
Сообщение #1





Группа: Главные администраторы
Сообщений: 3 234
Регистрация: 19.8.2006
Из: Московская обл.
Пользователь №: 31



Перенесено из темы Чистый коучинг

Цитата(Den @ 19.9.2008, 14:09) *

Стоит перенести построение подобного психоландшафта на экран компьютера,

Зачем на экран компьютера? Думаю, что нужен объем и реальные ощущения пространства. Иначе Р-комплекс не будет задействован и изменения, решения будут происходить не комплексно.
Цитата

для моделирования не только проблем но и решений задач..

Ага, вот это мне хотелось бы попробовать. Применение СиМ для решения творческих задач. Есть идеи?
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Den
сообщение 19.9.2008, 17:00
Сообщение #2





Группа: Сотрудники
Сообщений: 849
Регистрация: 5.9.2006
Пользователь №: 60



Цитата(Kunira @ 19.9.2008, 17:33) *

Зачем на экран компьютера? Думаю, что нужен объем и реальные ощущения пространства. Иначе Р-комплекс не будет задействован и изменения, решения будут происходить не комплексно.

Тут проблема в том что пока другие интерфейсы кроме экрана не очень развиты.. Ощущения 2D пространства на экране и движения в нем можно создать.
И тут основной целью может быть моделирование того как внутренне представляется метафора для решения технической задачи, пусть даже в проекции на 2D.

Цитата(Kunira @ 19.9.2008, 17:33) *

Ага, вот это мне хотелось бы попробовать. Применение СиМ для решения творческих задач. Есть идеи?

А в чем различие между внутренним представлением творческой и не творческой задачи?
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Kunira
сообщение 19.9.2008, 17:39
Сообщение #3





Группа: Главные администраторы
Сообщений: 3 234
Регистрация: 19.8.2006
Из: Московская обл.
Пользователь №: 31



Цитата(Den @ 19.9.2008, 18:00) *

Тут проблема в том что пока другие интерфейсы кроме экрана не очень развиты..

Зато всегда "под рукой" есть пространство комнаты, где стоит компьютер. Берешь и используешь его.

Цитата

Ощущения 2D пространства на экране и движения в нем можно создать.
И тут основной целью может быть моделирование того как внутренне представляется метафора для решения технической задачи, пусть даже в проекции на 2D.

Не вижу смысла в упихивании модели в 2D, если вокруг и рядом нормальное трехмерное пространство, которое можно задействовать. Или мы о чем-то разном говорим?

Цитата

А в чем различие между внутренним представлением творческой и не творческой задачи?

По моим ощущениям, с помощью СиМ не получится решить задачу (проблему) которая для клиента не слишком актуальна, если есть более насущные проблемы, требующие разрешения. Все равно начнешь моделировать то, что более существенно. Или метафора получится не психоактивной.
Хотя может я и ошибаюсь, надо пробовать и смотреть, что получается. ab.gif
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Den
сообщение 20.9.2008, 12:16
Сообщение #4





Группа: Сотрудники
Сообщений: 849
Регистрация: 5.9.2006
Пользователь №: 60



Цитата(Kunira @ 19.9.2008, 18:39) *

Зато всегда "под рукой" есть пространство комнаты, где стоит компьютер.

Это да и это хорошо для Р-комплекса, но
Цитата(Kunira @ 19.9.2008, 18:39) *

Берешь и используешь его.
Не вижу смысла в упихивании модели в 2D, если вокруг и рядом нормальное трехмерное пространство, которое можно задействовать. Или мы о чем-то разном говорим?

Как, после того как метафора решения была построена, ввести ее в компьютер и позволить ей существовать в виде "активной модели" для того чтобы ею пользовались другие?

Цитата(Kunira @ 19.9.2008, 18:39) *

По моим ощущениям, с помощью СиМ не получится решить задачу (проблему) которая для клиента не слишком актуальна, если есть более насущные проблемы, требующие разрешения. Все равно начнешь моделировать то, что более существенно. Или метафора получится не психоактивной.
Хотя может я и ошибаюсь, надо пробовать и смотреть, что получается. ab.gif

Мне кажется, что совмещение методики ТРИЗ (ссылка) с СиМ могло бы дать выдающиеся результаты

Сообщение отредактировал Den - 20.9.2008, 12:19
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Kunira
сообщение 20.9.2008, 13:06
Сообщение #5





Группа: Главные администраторы
Сообщений: 3 234
Регистрация: 19.8.2006
Из: Московская обл.
Пользователь №: 31



Цитата(Den @ 20.9.2008, 13:16) *

Как, после того как метафора решения была построена, ввести ее в компьютер и позволить ей существовать в виде "активной модели" для того чтобы ею пользовались другие?

Как? У меня в конце чаще всего получалось то, что вполне можно сформулировать в виде решения, и эту формулировку вполне могут понять другие. Преобразовать метфору в модель, пригодную для применения другими, наверно тоже можно, но это не нужно, если в результате получим вполне понятное решение. Метафора в данном случае выступает не как цель, результат, а как средство достижения результата.

Цитата

Мне кажется, что совмещение методики ТРИЗ (ссылка) с СиМ могло бы дать выдающиеся результаты

Ага, почитала. Мне видится в этих подходах довольно много общего, особенно вот тут:

Виды аналогий

1. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.
2. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) — весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
3. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.
4. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.


Взято отсюда.

В СиМ аналогии (метафоры) каждый выбирает сам, без всяких рекомендаций и ограничений.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Докарь
сообщение 20.9.2008, 21:09
Сообщение #6





Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Регистрация: 20.9.2008
Пользователь №: 12 411



Цитата(Kunira @ 19.9.2008, 17:33) *


Цитата
Мне кажется, что совмещение методики ТРИЗ (ссылка) с СиМ могло бы дать выдающиеся результаты


Ага, вот это мне хотелось бы попробовать. Применение СиМ для решения творческих задач. Есть идеи?


А может быть СиМ появилось как перенос отдельных методов ТРИЗ в психологию? coffee.gif
Человеку помогают решить его психические проблемы (ущербного образа жизни, негативных манеры поведения, провального общения, ...), формализуя его сведения в рамках метода посредством вопросов и применяя метод. Для самого же человека решение его проблем есть изобретательская задача - содержащая его человеческую оригинальность (поэтому традиционной моралью не преодолеваемую).

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Kunira
сообщение 21.9.2008, 8:29
Сообщение #7





Группа: Главные администраторы
Сообщений: 3 234
Регистрация: 19.8.2006
Из: Московская обл.
Пользователь №: 31



Цитата(Докарь @ 20.9.2008, 22:09) *

А может быть СиМ появилось как перенос отдельных методов ТРИЗ в психологию? coffee.gif

Не думаю, уж больно разные объекты приложения этих методов.

Цитата

Человеку помогают решить его психические проблемы ( ...), формализуя его сведения в рамках метода посредством вопросов и применяя метод.

Здесь мне не нравится это: "формализуя его сведения в рамках метода". В СиМ никакой формализации не происходит, а рамки, пожалуй, имеет не метод, а способности и возможности конкретного человека работать в своей личной вселенной.

Цитата

Для самого же человека решение его проблем есть изобретательская задача - содержащая его человеческую оригинальность (поэтому традиционной моралью не преодолеваемую).

Возможно... Но иногда, в сессии, проблема решается просто от того, что ей уделяют внимание.
Про мораль я не совсем поняла. Если человек действует в рамках традиционной морали, то это вовсе не значит, что этим он решает свои проблемы, может быть и наоборот.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Докарь
сообщение 21.9.2008, 12:58
Сообщение #8





Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Регистрация: 20.9.2008
Пользователь №: 12 411



Цитата(Kunira @ 21.9.2008, 9:29) *

Не думаю, уж больно разные объекты приложения этих методов.


Объекты разные - приемы одинаковые. Собственно, например, это и литературные приемы (да и название литературное - метафоры).
P.S. А методика психодрамы в психотерапии? Притянули театральные приемы, насколько известно.

Наверное для творческой стимуляции - разные люди по-разному начинают "грузить" свою психику? Вот и СиМ может быть в такой роли.

Цитата(Kunira @ 21.9.2008, 9:29) *

Здесь мне не нравится это: "формализуя его сведения в рамках метода". В СиМ никакой формализации не происходит, а рамки, пожалуй, имеет не метод, а способности и возможности конкретного человека работать в своей личной вселенной.


Вообще любой специалист в любой области - хочет или не хочет - сперва подходит формально при решении своих задач. Зачем мудрить, если есть простое хорошее решение. Если нет решения, то начинает искать ... От простого к сложному.

Цитата(Kunira @ 21.9.2008, 9:29) *

Возможно... Но иногда, в сессии, проблема решается просто от того, что ей уделяют внимание.
Про мораль я не совсем поняла. Если человек действует в рамках традиционной морали, то это вовсе не значит, что этим он решает свои проблемы, может быть и наоборот.


Человек весь во внимании в своей проблеме. Наверно человек часто просто не находит тех, кому выговориться о своем так, чтобы его поняли.

Мораль здесь - позитивный опыт, заключенный, например, в народных пословицах и поговорках.
Решение каких-то психических тупиков можно найти в некоторой поговорке.

Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Kunira
сообщение 21.9.2008, 18:48
Сообщение #9





Группа: Главные администраторы
Сообщений: 3 234
Регистрация: 19.8.2006
Из: Московская обл.
Пользователь №: 31



Цитата(Докарь @ 21.9.2008, 13:58) *

Объекты разные - приемы одинаковые.

Одинаковое только одно понятие - метафоры, все другое, на мой взгляд, отличается.
Цитата


Наверное для творческой стимуляции - разные люди по-разному начинают "грузить" свою психику? Вот и СиМ может быть в такой роли.

Может быть...
Цитата

Вообще любой специалист в любой области - хочет или не хочет - сперва подходит формально при решении своих задач. Зачем мудрить, если есть простое хорошее решение. Если нет решения, то начинает искать ... От простого к сложному.

Да, согласна.
Цитата

Человек весь во внимании в своей проблеме. Наверно человек часто просто не находит тех, кому выговориться о своем так, чтобы его поняли.

Не всякая проблема решается разговорами.
Цитата

Решение каких-то психических тупиков можно найти в некоторой поговорке.

Да, бывает и так... иногда.
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
Kunira
сообщение 28.1.2011, 13:02
Сообщение #10





Группа: Главные администраторы
Сообщений: 3 234
Регистрация: 19.8.2006
Из: Московская обл.
Пользователь №: 31



Протокол сессии, в которой клиент решал изобретательскую задачу.
Вообще, творческие задачи - интересная тема для СиМ, жаль что такие клиенты пока редко появляются. smile.gif
Клиент - технарь, пенсионер, на досуге занимающийся изобретательством разного рода. Удивил меня тем, что практически сразу выдал метафорический ландшафт, четко расположив в пространстве все элементы. Такой супер-таланливый СиМ-клиент.

Протокол приводится по памяти, с очень небольшими сокращениями.
Клиент, после некоторых объяснений о сути СиМ, обозначил проблему следующим образом:
- Есть у меня одна задачка, никак не могу с ней справиться, долго хожу вокруг да около, а решение никак не дается... не получается.
- Задачка, с которой никак не можешь справиться, решение не дается, не получается, и когда эта задачка, что это за задачка?
- Я ее для себя разделил на три части. Первая часть - это такое длинное уравнение, очень длинное, как паровозик с вагончиками, вот такой (показывает перед собой впереди чуть слева) Паровозик и вагончики, штук двадцать.
- Ага, вот тут, паровозик и вагончики, штук двадцать. Первая часть.
- Да. Такие сине-зеленые вагончики, тут вот рельсы, туда уходят... на них эти вагончики...
- угу, вот тут, туда уходят...
- Да, и вот там, чуть правее и дальше - вторая часть, это не совсем понятное, это как туман, облако тумана... А! там наверно озеро, и над ним туман, как утром ранним...
- Вот здесь, озеро, туман...
- Да-да, такая красивая картина... вода, камыши, туман...замечательно... и этот состав с вагонами рядом... что-то из детства...
- Угу, вот здесь, озеро, камыши, туман, состав с вагонами... есть что-то еще?
- Да, еще третья часть, это наверно вот тут (показывает еще правее). Это наименее важная часть, там все понятно.
- Третья часть вот здесь, там все понятно, и что это за часть?
- Ну наверно такой склад, много разных вещей, есть кладовщик, который все знает что где лежит и сразу любую вещь может найти. И... (задумывается, переводит взгляд с одной части на другую, указывая на части рукой, видно что погрузился в какие-то размышления, периодически рука и взгляд останавливаются примерно посередине ландшафта, где вроде как ничего пока нет).
Выждав паузу, спрашиваю:
- И есть ли что-то здесь? (указываю на это место)
- О господи! Ну конечно! Вот это мне и надо, это же очевидно... ну надо же, как я сразу не допер! Хо-хо! Ирочка, спасибо! Ваш метод просто супер! Я побежал, можно?

Клиент радостно вывалился из сессии с чем-то, что он вдруг понял, и побежал разбираться дальше со своей задачкой, пообещав обратиться еще, если его опять заклинит.
Жаль, что я так и не поняла, что же у него за задачка была.
Вся сессия заняла минут 15. Во как бывает! ab.gif
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения
unuk
сообщение 29.1.2011, 15:57
Сообщение #11





Группа: Коллеги
Сообщений: 98
Регистрация: 31.8.2008
Из: Беларусь
Пользователь №: 10 625



Кунира, класс! Очень веселая сессия, как сам поприсутствовал


--------------------
Skype: dzjanis_unuchak
Вернуться в начало страницы
 
+Ответить с цитированием данного сообщения

Добавить ответ в эту темуОткрыть тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 23.11.2017, 23:15